Чем грозит тонировка?
Каким законом регламентируется тонирование стеколЧем регламентируется тонирование стекол?
В соответствии с изменением № 3 к ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта" светопропускание ветровых стекол автотранспорта должно быть не менее 75%, стекол передних дверей - не менее 70%, прочих стекол - не нормируется. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Тонированные стекла имеют целый ряд преимуществ перед абсолютно прозрачными. Во-первых, поскольку постороннему глазу при тонированных стеклах остается недоступным все, что забыто в машине, не каждому воришке взбредет в голову залезать в поисках добычи на авось. Да и разбить такое стекло ему будет сложнее, ибо оно способно выдержать удар, соответствующий удару камнем. Кроме того, стекла с качественными пленками поглощают солнечные блики, устраняют весьма неприятный эффект зеркала, приглушают ослепляющий свет фар встречных машин, не разлетаются при аварии осколками по салону, а удерживаются на пленке. Фирменная тонировка отражает почти сто процентов ультрафиолетовых и семьдесят процентов тепловых лучей, тем самым предохраняя салон от выгорания. Летом пленка предохраняет пассажиров от солнечного удара, а зимой легко задерживает в салоне почти третью часть тепла! Напрашивается очевидный вывод тонировать не только можно, но даже необходимо!
Идея запретить излишнюю тонировку пришла к нам, видимо, из Северной Кореи, Трудовая партия которой еще совсем недавно запрещала своим согражданам вешать в квартирах на окна шторы и даже тюль - партийный вождь товарищ Ким Ир Сен говаривал У народа от партии не должно быть секретов. Их и не было жители каждого дома могли с предельной точностью подсчитать, когда у их соседей в доме напротив родится очередное чадо.
Российские апологеты северокорейских идей чучхе от ГИБДД в чужие квартиры залезть не сумели - не их территория, но забрались с ногами в чужой автомобиль в Правила дорожного движения они протащили положение о том, что дополнительные покрытия, ухудшающие прозрачность стекол автомобиля, являются достаточным основанием для запрещения его эксплуатации.
При этом речь даже не шла о совершенно черных стеклах разрешено было применять лишь тонированные стекла промышленного изготовления со светопропускной способностью не менее 70 процентов. То есть примерно равной аналогичной способности оконного стекла, немытого неделю.
В 1992 году, когда российский рынок оказался едва ли не завален иномарками, не имевшими у себя на родине аналогичных табу, в ГОСТ от 1988 года была внесена поправка стекла, не влияющие на обзор водителя, могут иметь светопропускание менее 70 процентов. При наличии исправных боковых зеркал, стекла задней полусферы автомобиля могут иметь любое светопропускание.
Одновременно возник и самый вопиющий парадокс требования ГОСТа не распространяются на стекла, имеющие электрообогрев. И это даже притом, что электрообогревом оборудованы, как правило, задние стекла, неизбежно попадающие в поле зрения водителя через зеркало заднего вида и существенно влияющие на безопасность движения! Держитесь за табуретку заднее стекло с электроподогревом согласно ГОСТу может быть абсолютно … непрозрачным! А вот задние боковые, не оборудованные электроподогревом, от которых обзор ровным счетом никак не зависит, могут поглощать свет лишь на 40 процентов.
Ну не абсурд ли?
Впрочем, полный бред обнаружился по соседству - в ГОСТе 28070-89, регламентирующем обзорность с места водителя, и Приложение к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. Так вот, оба эти документа гласят, что на стеклах, не находящихся в поле зрения водителя, то есть на задних боковых в том числе - можно использовать … непрозрачные ШТОРКИ!
Бесспорно автомобиль с абсолютно черными стеклами, особенно лобовым и передними боковыми, может представлять повышенную опасность по вполне понятным причинам.
Так же бесспорно и другое затемненные стекла автомобиля, расположенные вне поля зрения водителя, при условии, что лобовое и стекла передних дверей абсолютно или относительно прозрачные, опасности не представляют.
Логика милиционеров сводится к обратному - Тонированные стекла - это плохо, ведь не видно, что вы везете в салоне - оружие или террористов.
Ну, во-первых, на физиономии не каждого террориста нацарапано гвоздем, что он террорист. Во-вторых, трудно представить главаря Н-ской группировки, который на утреннем инструктаже перед разборками заявит братанам: Стекла тонировать нельзя, значит, пулеметы на стрелку не повезем. Вооружимся граблями и лопатами!. И в-третьих, сквозь гардинные шторки, которые в законе, видимость са-а-авсем плохая…
В защиту теории о ярко выраженной опасности затемненных стекол придорожные милиционеры толкают еще один довод водитель должен видеть не только первый движущийся впереди него автомобиль, но и следующий. Якобы для того, чтобы вовремя узнать где-то там впереди кто-то уже начал тормозить.
Но ведь очевидно, что не будет опытный водитель вглядываться далеко вперед через стекла битком набитого Запорожца, кричать его пассажирам Пригнитесь - ни хрена не видно!, ибо из виду может запросто упустить вполне реальную опасность - колдобину, знак о подстерегающей опасности или детей на дороге. Со всеми вытекающими последствиями.
Но даже если признать эту нелепость истиной, следуя милицейской логике необходимо запретить трейлеры, тракторы, грузовики, пожарные автомобили и кареты скорой помощи, ибо они уж точно - не стеклянные. Например в промтоварном фургоне вообще ничего не разглядеть (источник). Или, на худой конец, их продырявить.
А заодно и поставить к стенке каждого водителя, который на морду лица водрузил солнцезащитные очки…
При прохождении техосмотра вы должны помнить, что контролер обязан измерять прозрачность стекол исключительно приборами - так называемыми тауметрами, среди которых самым распространенным является Блик.
Такой прибор должен иметь свидетельство о прохождении ежегодной государственной поверки в местном органе сертификации, этикетку с указанием срока следующей поверки и личную пломбу поверяющего. Отсутствие пломбы на приборе дает основания подозревать показания в неточности.
Впрочем, точность Блика зависит еще и от питания, температуры и влажности воздуха. Неверные результаты прибор выдает при морозе ниже минус 10 градусов Цельсия, при повышенной влажности воздуха и слабеньком аккумуляторе, послужившем для прибора источником питания. Точность показаний, однако, никоим образом не зависит от времени суток - светопропускную способность можно им измерять даже темной ночью.
Дабы избежать путаницы и, как следствие, - вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД, важно уяснить, что, если прибор высветил цифру 60, это вовсе не значит, что стекло затонировано на 60 процентов. Наоборот, это значит, что 60 процентов света прошло беспрепятственно, а стекло съело только 40.
На дороге же всегда следует помнить, что согласно Приказа МВД РФ № 329 и Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ сотрудникам ДПС запрещается проводить проверку технического состояния транспортных средств при наличии у водителей действующего талона о прохождении техосмотра.
Таким образом, получив талон, можно до следующего ТО смачно плевать на Блик со всеми его милицейскими процентами. Тем более что чаще всего сотрудники ГИБДД на дороге определяют степень тонировки на глаз или прикладыванием обрывка газеты к стеклу и проверкой ее читаемости…
© КПЗА