О регистрации транспортных средств в госавтоинспекции
Многим из нас приходилось заниматься регистрацией своих транспортных средств в ГАИ после покупки, снимать с учета перед продажей, восстанавливать документы или номерные знаки. Но есть люди, которых эти проблемы коснутся впервые, и именно им адресована эта статья. Впрочем, и некоторым бывалым не будет лишним получить дополнительную информацию по теме общения владельца транспорта с сотрудниками регистрационных подразделений ГАИ.Деятельность ГАИ в части регистрации транспортных средств регулируется
Приказом МВД РФ 59 от 27.01.2003 года, который вводит 'Правила регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним', и в дальнейшем именно на этот
документ я и буду ссылаться.
В первую очередь, каждый владелец должен знать, что любое регистрационное
действие, за исключением снятия с учета 'в утиль', требует предоставления
транспортного средства для осмотра в МРО (межрайонное регистрационное отделение)
ГАИ. Случается так, что транспортное средство предоставить затруднительно - для
мотоциклистов это особенно знакомо многие покупают мотоциклы зимой, и исполнить
обязанность по регистрации мотоцикла в течение пяти дней с момента покупки
представляется крайне затруднительным. В этом случае существует два пути - либо
грузить мотоцикл в грузовик или автобус и везти на регистрацию, либо вызвать на
место стоянки инспектора ГАИ, который оформит акт осмотра транспортного средства
по месту стоянки, с этим актом в течение 20 суток можно обращаться по поводу
регистрации транспортного средства без его предоставления. Второй вариант
предпочтительнее в случае, когда транспортное средство находится, например, в
другом городе. Вызов инспектора будет стоить каких-то денег, уточнить стоимость
этой услуги и порядок действий для вызова инспектора можно в районном отделе ГАИ
или в регистрационном подразделении ГАИ по месту нахождения транспортного
средства.
Если случилось так, что по каким-либо причинам вы не успели в установленный
законом срок зарегистрировать приобретение - вам грозит ответственность по ст.
19.22 КоАП РФ, которая за нарушение правил регистрации транспортных средств
предусматривает наложение взыскание в виде предупреждения либо штрафа в размере
0,5 МРОТ (50 рублей). Хочется особо отметить, что указанное взыскание должно
налагаться в таком же порядке, что и взыскания за нарушения Правил дорожного
движения поскольку сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (100 рублей), в случае,
когда привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает допущенное нарушение,
штраф взимается на месте обнаружения административного правонарушения, с выдачей
квитанции установленного образца (ст. 28.6 ч.1 КоАП РФ). Однако, на практике,
сотрудники милиции нарушают право граждан на уплату суммы штрафа на месте
совершения или обнаружения административного правонарушения, и требуют оплатить
сумму штрафа через Сбербанк. Если для вас нет принципиальной разницы в способе
уплаты штрафа и вы готовы оплатить штраф через Сбербанк - у вас есть право это
сделать в течение 30 суток с момента вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную силу (ст.32.2 ч.1 КоАП РФ). К сожалению, как
уже было сказано выше, наши правоохранители в доскональном знании законов и, тем
более, в доскональном следовании им не замечены, и поэтому в МРО, например,
города Санкт-Петербурга сложилась порочная практика - при обнаружении
сотрудником МРО пропуска срока регистрации, владельцу предлагается уплатить
административный штраф в Сбербанке без оформления каких-либо документов о
наложении взыскания. При этом подразумевается, что регистрационные действия до
момента предоставления квитанции об уплате суммы штрафа осуществляться не будут.
Это - вопиющее нарушение административного закона и правил регистрации
транспортных средств, и об этом не надо стесняться сообщать нерадивым
милиционерам.
В 'Правилах регистрации' приводится исчерпывающий перечень документов,
которые должны быть предоставлены в регистрационное подразделение для совершения
регистрационных действий:
- заявление об осуществлении регистрационных действий;
- общегражданский паспорт;
- документ, уполномочивающий гражданина совершать регистрационные действия от
имени собственника транспортного средства (доверенность);
- свидетельство о регистрации транспортного средства (если есть);
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство
(справка-счет, договор купли-продажи, документы, выданные таможенными органами
при ввозе транспортного средства - при постановке на регистрационный учет;
- государственные регистрационные знаки транспортного средства либо знаки
'Транзит';
- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств;
- квитанции об уплате сборов за регистрационные действия.
Мне не раз доводилось заниматься постановкой и снятием с учета различного
транспорта в МРО города Санкт-Петербурга, и я не раз обращал внимание
сотрудников МРО на то, что некоторые их требования относительно формы
представляемых документов, а также сам факт требования документов, не указанных
в 'Правилах регистрации' - незаконны. Так, однажды я обратился в МРО Приморского
района по поводу постановки на учет мотоцикла от имени своего приятеля - он
попросил меня сделать это за него. У нас не было времени на оформление
нотариальной доверенности, и, учитывая тот факт, что законом не запрещено
представлять интересы собственника транспортного средства при его регистрации в
ГАИ на основании доверенности в простой письменной форме, мы решили обойтись без
нотариуса. Была составлена доверенность в простой письменной форме, в которой,
помимо полномочий управлять и распоряжаться транспортным средством, было и
указано право поверенного совершать регистрационные действия в ГАИ.
Разумеется, сотрудники МРО пытались отказать в производстве регистрационных
действий при наличии доверенности в простой письменной форме. Однако, был
затребован письменный мотивированный отказ в совершении регистрационный
действий, и, поскольку мотивировать такой отказ ничем, кроме незнания
действующего законодательства, было нечем, мотоцикл благополучно
зарегистрировали.
Кроме не основанного на законе требования о предоставлении нотариальной
доверенности, я столкнулся с тем, что от граждан, обращающихся в МРО, требуют
предъявлять оригинал или копию свидетельства о присвоении индивидуального номера
налогоплательщика (ИНН). Это требование также незаконно.
Довольно часто приходится наблюдать и результаты предприимчивости руководителей
МРО сотрудники, принимающие либо выдающие документы гражданам, требуют делать
копии, например, полиса ОСАГО либо свидетельство о присвоении ИНН, либо ПТС, при
этом в здании, помещении МРО или поблизости от него работает скромный гражданин
с копировальным аппаратом. Всего лишь рублей за 10 вам могут сделать копию
любого документа. Сразу хочу сказать требование каких бы то ни было копий -
незаконно, поскольку в 'Правилах регистрации' установленная обязанность по
предоставлению гражданами копий отсутствует.
Существует и широко распространена практика удержания ПТС в случаях, когда
транспортное средство приобретено после снятия с регистрационного учета в другом
регионе России, либо когда оно впервые регистрируется за гражданином после ввоза
в страну, до окончания проверки транспортного средства. Такое удержание -
незаконно, так как не установлено 'Правилами регистрации', владелец
транспортного средства, в случае отказа добровольно выдать паспорт транспортного
средства, может и должен жаловаться на действия сотрудников МРО их руководству
или в суд.
Следует коснуться и вопроса оформления самой сделки купли-продажи транспортного
средства. Исходя из положений гражданского законодательства, которым
регулируются имущественные отношения граждан, сделки купли-продажи транспортных
средств не подлежат государственной регистрации, и, следовательно, переход права
собственности на транспортные средства никоим образом не зависит от регистрации
транспортных средств в ГАИ. Собственно, регистрация транспорта в ГАИ
осуществляется в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном
движении и их учете, не оказывая при этом влияния на имущественные права
собственников. К настоящему моменту подавляющее большинство сделок купли-продажи
транспортных средств заключаются через комиссионные магазины, где купля-продажа
оформляется так называемой справкой-счет. Необходимо отметить, что
распространение бланков таких справок - статья дохода МВД, именно этим и
объясняется тот факт, что ГАИ до сих пор приветствует оформление купли-продажи
именно через комиссионные магазины. При оформлении справки-счет комиссионные
магазины взимают немаленькую плату, которая дифференцирована исходя из года
выпуска транспортного средства. Лично мне такая дифференциация не очень понятна
- выписывая документ на старенький 'Москвич' или на новую иномарку сотрудник
комиссионного магазина тратит абсолютно одинаковые усилия. Но справке-счету есть
альтернатива, предоставленная гражданам законом - это договор купли-продажи. В
законе не установлено, что договор купли-продажи обязательно должен быть заверен
нотариусом, нотариальная форма договора купли-продажи допускается только лишь по
соглашению (желанию) сторон, поэтому, наряду с нотариальной формой договора,
может применяться и простая письменная форма. Соответственно, отказ
регистрационного подразделения ГАИ в совершении регистрационных действий по
причине того, что договор купли-продажи составлен в простой письменной форме
(при условии соблюдения требований закона, предъявляемых к договорам) -
незаконен.
Не так давно Верховный суд России своим решением NoГКПИ 2003-635 от 10.10.2003
г. отменил норму об обязательном снятии транспортных средств с регистрационного
учета в ГАИ перед продажей, установленную ранее МВД. Теперь собственник
автомобиля или мотоцикла, решивший продать свое транспортное средство может не
подвергать себя риску не найти покупателя в течении срока действия транзитных
номерных знаков и, впоследствии, стоять в очереди за отметкой о продлении срока
действия знаков. Транспортное средство может быть снято с регистрационного учета
уже после заключения сделки продажи транспортного средства.
В заключение, хочу отметить следующее. Многие из нас сталкивались с ситуацией,
когда государственные чиновники отказывали в выдаче каких-либо документов,
производстве каких -либо действий, однако очень немногие находят в себе силы
задавать вопрос - на каком, собственно, основании получен отказ. Любой чиновник
за каждое свое действие обязан дать ответ - на основании какого нормативного
акта он действует. Такой ответ каждый гражданин, если действиями должностного
лица затрагиваются его права и интересы, вправе потребовать в письменном виде. В
полной мере это относится и к взаимоотношениям граждан и регистрационных
подразделений ГАИ. Если вы считаете, что отказ в совершении регистрационных
действий неправомерен, или сотрудники МРО действуют за пределами тех полномочий,
которые даны им законом - вы вправе потребовать объяснений в письменном виде,
требовать выдачи мотивированного письменного отказа в совершении регистрационных
действий. Требование о выдаче письменного отказа можно оформить в виде
отдельного заявления на имя начальника МРО.
Даже если вы просто сомневаетесь в законности действий должностных лиц МРО -
письменный и мотивированный ответ развеет ваши сомнения.
Удачи на дорогах!
© Many ( httpmany.oper.ru )