Что такое карбон
Карбоновые тормозные диски стали непременным атрибутом гоночных, спортивных автомобилей. Кевларовые ремни и стропы безопасности значительно прочнее обычных. Вокруг этих материалов сложился некий ореол загадочности. Что же это за чудо современной химии. В современном автомобилестроении и других областях народного хозяйства, экстерьере и интерьере различных машин слова кевлар и карбон встречаются все чаще. Эти материалы уже давно используются при производстве кокпитов для болидов Формулы-1 и кабин самолетов, корпусов и мачт катеров и яхт, кузовных элементов, деталей внутренней отделки и даже рессор и карданов для тюнинга автомобилей.КАРБОН
Карбон - каменноугольный период палеозойской эры (начало - 360 млн. лет, конец -
286 млн.
лет назад). Но нас интересует другой карбон, а именно композитный материал. Он
относится к
классу углепластиков - материалов, объединяющих в себе несколько тысяч различных
рецептур.
Все эти материалы роднит одно - наполнителем в них являются углеродные (графитные)
частицы, чешуйки и волокна.
Основу углетканей составляют нити углерода (углерод - это, к примеру, грифель
карандаша или алмаз).
Только такие нити довольно тонкие. Сломать ее просто, но порвать ой как нелегко.
Из них
шьются ткани, где углеродные нити скрепляются параллельно друг другу.
В силу своей конструкции углепластики имеют выраженную анизотропию (разные
свойства в
разных направлениях), поэтому для получения прочной поверхности углево-локно
приходится
укладывать в несколько слоев, каждый раз меняя направление нитей. Скрепляются
волокна так
же, как и стек-лопластиковые, смолами. Даже процесс вы-клейки практически
идентичен.
Только смолы нужны более качественные и дорогие. Для работы с карбоном да и с
кевларом
простая полиэфирка не совсем подходит. Кроме того, чтобы полностью использовать
все
преимущества этих материалов, необходимо применять вакуумные технологии,
термообработку,
задействовать сложное оборудование, к примеру такое, как автоклав. Но игра, как
говорится,
стоит свеч. Карбон на 40% легче стали и на 20% -алюминия. Углепластиковые детали
легче и
прочнее стеклопластиковых. С тех пор, как в 1981 г. Джон Барнард впервые
использовал
карбоновое волокно при создании монокока на McLaren MP41, этот материал прочно
вошел в современный автоспорт и постепенно подбирается к обычным автомобилям.
Но вот парадокс автолюбители полюбили карбон не за его выдающиеся свойства, а за
оригинальный внешний вид. Мода в тюнинге на карбоновые накладки также пошла со
спортивных автомобилей, но там они все-таки имели четкое назначение максимум прочности при
минимальном весе.
В карбоне, который идет на строительство мачт и других изделий, где необходима
высокая прочность, в структуре ткани явно превалируют углепластиковые волокна. Нити, их
скрепляющие, практически не видны. В деталях салона углеволокно уже выглядит как
ткань с
различными вариациями (плетение типа рогожа или 3x3, 1x3 и т. д.). Эти углеткани
можно выклеивать в один слой. После застывания и полировки (если необходимо)
получается очень
симпатичный орнамент. При работе с ним есть один сложный момент четкий
геометрический рисунок материи предполагает более внимательное и тщательное изготовление
деталей, так как
на горизонтальной поверхности любое искривление сразу будет заметно.
Учитывая, что углеродные волокна черные, а нити могут быть различными,
появляется простор
для дизайнерской мысли. Но в настоящий момент определение под карбон чаще всего
характеризует черно-серую шахматку. Пленок подобного рисунка появилось уже
превеликое
множество. Но непосредственно карбон - это действительно легкий, практичный и
красивый материал. Возвращаясь к конструкционному карбону, хотя чисто декоративным,
учитывая
характеристики, этот материал назвать довольно сложно, стоит сказать и о
недостатках, а они, к сожалению, есть. Карбон имеет очень маленькое относительное удлинение, т.
е. не
растягивается. Хрупкость и боязнь точечных ударов делают его в определенной мере
нежным и
ранимым. Для того чтобы изделие из карбона работало как надо, необходимо точно
рассчитать
множество параметров толщину слоя, направление нитей углеволокна, количество
смолы и т. д.
При строительстве корпусов болидов Формулы-1 для этого используют специальные
компьютерные
программы. Есть еще один любопытный нюанс если углепластик входит в
непосредственный
контакт с металлами, к примеру с алюминием, то возникает один побочный эффект.
Графит как основной компонент углеволокна и алюминий могут образовать гальваническую пару, а если речь идет о лодках и соленой морской воде, являющейся очень хорошим электролитом, процесс корродирования металла может проходить очень быстро. По этой причине в таких местах в углепластиковую поверхность вводят нейтральные стеклопластиковые вставки.