Менять ли фильтр АКПП
Значительная часть сервисменов и большинство владельцев считают, что фильтр тойотовского автомата заменять не надо. Там не фильтр, а металлическая сеточка - она не забивается. В крайнем случае достаточно промыть... - вот самый характерный ответ.Давайте же на живом примере посмотрим, что представляет из себя фильтр АКПП
Aisin Warner и что с ним следует делать. Опытный образец - A243F (4WD ATC),
пробег ~120 т.км, ATF Dexron IID.
Что представляет из себя фильтр внешне, знают практически все - тонкая коробочка,
крепящаяся снизу к блоку клапанов. Снимаем ее и смотрим - через отверстие со
стороны клапанов видна только блестящая нетронутая сетка, через отверстие забора
- та же сетка, с небольшим количеством грязевых частиц (на фото - это чистая
полоса в правой части). Проверяем пропускную способность - жидкость через фильтр
проходит успешно, особой грязи не вымывается - казалось бы можно смахнуть
оставшийся мусор и ставить на место.
Но не будем спешить, этот фильтр нам больше не понадобится, поэтому спокойно
развальцовываем его по кругу (или, точнее, раскурочиваем) и извлекаем сеточку...
Н-да, зрелище впечатляет.... Навскидку, работает менее четверти поверхности
фильтрующего элемента (да и то с учетом закрытых ребрами корпуса полосок), все
остальное покрыто сплошным толстым слоем грязи от изношенных фрикционов,
продуктами разложения масла и прочей нечистью. А что за светлые включения внизу
Это мелкие опилки и, буквально, металлическая стружка (судя по дальнейшему
осмотру, от одной из планетарок и масляного насоса). Можно только предполагать,
какая часть ATF от потребного количества поступала в автомат...
Пробуем очистить - простое полоскание ничего не дает, а вот пальцем отложения
снимаются успешно - но и то, мелкие частицы 100% остаются между металлическими
волокнами сетки. В общем, недаром С.В.Корниенко еще лет десять назад, когда
достать новый фильтр было более чем проблематично, советовал развальцовывать и
очищать непосредственно сетку. Сейчас, однако, такие подвиги уже ни к чему -
проще и лучше поменять этот расходник в сборе.
Понятно, что это яркий пример засоренного фильтра (со здоровыми коробками к нам
не ходят, как сказали бы ремонтники), в других случаях отложений будет
существенно меньше. Но надежно определить, много или мало продуктов износа
скопилось в фильтре, можно только разобрав его. Конечно, не стоит каждый раз при
обновлении ATF лезть в коробку (вообще рекомендованная периодичность замены
фильтра - в два раза реже ATF), но если уж вы решили снимать поддон автомата -
то обязательно замените и фильтр, от этого всем будет только лучше.