Смазка для заднего редуктора
"Что лить в редуктор заднего моста?" - еще один популярный вопрос, который мы сегодня постараемся разобрать.1. Исходно-переднеприводные модели
С такими машинами все достаточно просто. Вне зависимости от принципа работы 4WD
(Fulltime STD I, II, V-Flex, ATC), задний дифференциал бывает двух типов:
1.1. Свободный
1.2. Самоблокирующийся типа Torsen (RAV4, Caldina 215, Harrier, Kluger).
Оба дифференциала питаются обычным трансмиссионным маслом API GL-5 SAE 75W-90
для гипоидных передач (обычно синтетическое). И, разумеется, никакого LSD-масла
в Torsen лить не нужно.
Еще один обычный вопрос - можно ли сделать задний дифференциал самоблокирующимся?
Конструктивно это вполне реально, вся проблема в том, как найти на разборке этот
самый торсен (все-таки он ставится на достаточно свежие и дорогие машины). Если
есть совсем уж много лишних средств, то можно приобщиться к миру разнообразных
тюнинговых редукторов от TRD, Kaaz и т.п., ценники на которые начинаются от
штуки (без доставки).
Только не надо считать такую блокировку действительно полной, ведь она
ориентирована на повышение устойчивости на скользком покрытии и равномерный
разгон, а максимум ее офф-роуд возможностей - попытка борьбы с диагональным
вывешиванием на тротуаре. Поэтому не стоит рассчитывать, что машину удастся
вытянуть из засады на одном заднем колесе.
2. Исходно-заднеприводные модели
Здесь разнообразие редукторов побольше:
2.1. Стандартный свободный дифференциал
2.2. Самоблокирующийся типа Torsen (все Mark II 110, часть 90 и 100)
2.3. Самоблокирующийся, с вискомуфтой или фрикционный (LSD)
2.4. С жесткой принудительной блокировкой (на разных типах LC)
Типы 1, 2 и 4 используют указанное выше стандартное масло для гипоидных передач,
а в тип 3 - положено заливать LSD-масла для самоблокирующихся дифференциалов,
API GL-5 SAE 75W-90. Как пример того, что из них у нас реально продается, можно
привести Castrol SAF-XJ 75W140, Castrol HYPOY LS 90, BP LIMSLIP 90, Liqui Moly
LS1409/1410 85W90
3. Как узнать тип дифференциала?
Когда требуется отличить редуктор с LSD от обычного, чтобы узнать, какое
собственно масло лить, задача оказывается весьма непростой.
Свободный дифференциал (да и любой в свободном состоянии) работает стандартно -
вывешиваем задние колеса, крутим одно из них рукой,- тогда другое будет
крутиться в обратную. Можно запустить движок - от него оба колеса просто должны
крутиться в разные стороны.
С другой стороны, если колеса вращаются в одном направлении - казалось бы, это
самоблокирующийся дифф? Но, но, но... На самом деле это говорит, что
дифференциал как бы заблокирован. И если это происходит в нормальных условиях -
очень может быть, что он неисправен. Причем это касается всех типов
дифференциалов.
Да, само собой, для 4WD FullTime вывешивать только задние колеса и крутить их
движком нельзя, можно здорово навернуться, да и вообще при экспериментах
необходимо соблюдать элементарные ПТБ.
Более-менее
надежно убедиться можно только силовым методом. Точно так же вывесить мост,
запустить двигатель и крутить колеса на низшей передаче, при этом осторожно
удерживая одно из задних колес. Если второе колесо вращается с удвоенной
скоростью, а усилие на удерживаемом не нарастает, то дифф свободный (или по
крайней мере уже стал таким :). Torsen или фрикционный LSD постараются вращать
оба колеса практически сразу (второй - еще и со "скрипом"). В LSD с вискомуфтой
блокировка произойдет через некоторое время после нагрева.
Ну и самый простой вариант. Если имеется лейбл "LSD oil only" на задней крышке
редуктора - вопросов нет, но наклейка может отгнить, оторваться, остаться у
кого-то на память...
Просто по номеру кузова определиться тоже нельзя, разве что случайно помогут
какие-либо косвенные данные. Вообще же повод задуматься о LSD есть у владельцев
таких машин второй волны:
LC80 (FZJ80, HDJ81, HZJ81) 94.01-98.01
LC70 (HZJ73,77,LJ70, PZJ70) 92.08-93.05
LC70 (HZJ70,71,73,74,76,77) 96.08-
LC90 (KZJ90, RZJ90, VZJ90) 96.04-00.01
LC100 (HDJ101, UZJ100) 98.01-
Mark II... (GX100,105, JZX100,105, LX100 (GD,GDG,GL,TOU,TOUS)
Mark II (GX70 AT) 93.02-97.04
Mark II... (GX90,SX90) 92.10-93.09
Mark II... (GX90,SX90,LX90 ATM) 93.09-96.09
Crown (GS151, JZS151,155, LS151) 95.08-98.08
Crown (GS151) 99.09-
HiLux Surf (KDN185, KZN185, RZN185, VZN185) 95.11-02.03
HiLux (RZN147, LN160, LN170, RZN152, RZN 160, RZN174) 08.97-
HiAce/ReiusAce (KZH106,116,120,138, LH109,119,129,168,178,186,188 4WD) 94.01-
Regius/Touring HiAce (KCH46, LXH49) 97.04-98.04
Granvia/Grand HiAce (VCH16, KCH16, VCH28) 95.10-
LiteAce/TownAce (CR30,YR30) 92.01-96.10
Ну а в случае сильных сомнений можно просто залить LSD-масло с близкой к
номинальному маслу вязкостью. С обычным несамоблокирующимся дифференциалом от
этого ничего не случится.
4. Забавная френология. Mark II X90
На самом деле это не то, что вы могли подумать :), а старинное псевдо-научное
учение, основанное на исследовании внешнего строения черепа. Возможно,
когда-нибудь можно будет достоверно вычислять тип диффа по внешним атрибутам
корпуса редуктора и приводным валам. Но пока - увы... Вот, например, возьмем
популярнейший Mark II / Chaser / Cresta, на который в 90-м кузове ставилось
четыре разных дифференциала.
Стандартный тип 1 (GX90, LX90, SX90, JZX9# Grande, Grande G, Tourer S) с
парой сателлитов. Как можно видеть, пресловутое "S" возле пробки здесь в этом
случае не обозначает блокируемости или не-блокируемости диффа.
Стандартный тип 2 (JZX9# Tourer V) с четырьмя сателлитами и Torsen (JZX9#
Tourer V), внешне идентичные между собой, но заметно отличающиеся от типа 1.
LSD (GX90, LX90, SX90 92.10-95.07). Увы, внешне они одинаковы со типом 1, а
отличительную наклейку, если она сохранилась, надо еще рассмотреть. В качестве
дополнительного отличия можно использовать фланцы выходных валов редуктора: если
он "высокий" (на рисунке справа), то дифференциал точно стандартный, если "низкий"
с запрессованными болтами (слева) - то возможны варианты...
5. Забавная френология. Mark II X100
В 100-м кузове применялись те же четыре типа дифференциалов, но френология у них
была иная.
Стандартный тип 1 с двумя сателлитами, стандартный тип 2 с четырьмя сателлитами
и Torsen внешне одинаковы.
LSD (GX100,105,JZX100,105,LX100 (GD,GDG,GL,TOU,TOUS)) от них отличается, пусть и
не разительно - но детали можно найти:
- Форма пылеотражателя, закрывающего сальник входного вала редуктора (на LSD -
трапциевидный, на остальных - как бы ступенчатый).
- Заливная пробка (у LSD стоит на своем отдельном приливчике).
- Форма задней крышки.
- Фланцы выходных валов (в отличие от X90-го кузова, здесь "низкие" фланцы с
резьбой принадлежат стандартным редукторам и Torsen'у, а "высокий" фланец с
резьбой - LSD).