Покупка нового авто - Ловушки для дилетантов
Выбор нового автомобиля – серьезная работа, требующая немалых усилий и времени. Не случайно после окончания этого утомительного процесса счастливый обладатель испытывает не только радость от покупки, но и чувство облегчения наконец-то все закончилось. В этой статье мы расскажем о некоторых маркетинговых уловках, которые применяют дилеры для мотивации покупателей.Все включено
Прежде всего, не следует всерьез верить обещанным в рекламе всевозможным бонусам,
подаркам и скидкам. Это может стать лишь дополнительным стимулом в пользу
выбранной марки и автосалона, но никак не решающим аргументом.
В автомобильном бизнесе, как и вообще в торговле, скидки и бонусы – не более чем
маркетинговый ход, рассчитанный на заманивание покупателя. Причем совершенно
заурядный, но неизменно срабатывающий. Ставка делается на психологию покупателя,
которому приятно сэкономить деньги, тем более получить халявные подарки. И, в
общем-то, глупо от них отказываться, просто не стоит обольщаться. О
добросовестности и профессионализме дилера при предложении подобных программ
говорит тот факт, насколько сами подарки действительно актуальны и соответствуют
потребностям, а порой и социальному статусу покупателя. Известны случаи, когда
они и даром не нужны, лучше, как говорится, деньгами. А вот деньгами-то
оказывается нельзя не предусмотрено маркетинговой программой.
К тому же задумайтесь дилер не станет просто из любви к клиенту предлагать
бонусы и скидки (тем самым уменьшая собственную маржу), если конкретная модель и
так раскупается, как горячие пирожки. Скорее всего, подобные предложения как раз
указывают на проблемы со сбытом, а значит, компания вынуждена таким нехитрым
способом стимулировать спрос. Не случайно дилеры весьма тщательно отслеживают
рекламу конкурентов, особенно внутри марки, и оперативно реагируют на их
нестандартные ходы, которые наверняка привлекут клиентов.
Но вот вы, благодаря многообещающей рекламе, публикациям в специализированной
прессе и интернет-изданиях, отзывам знакомых, определились со списком марок, а
значит, и автосалонов, которые вас интересуют, и начали объезд.
Вы – наш лучший клиент
При посещении автосалона клиент сразу попадает в поле зрения менеджера по
продажам и вступает с ним в контакт. Не питайте иллюзий по поводу его полной
объективности и беспристрастности. У продавца есть одна основная задача –
продать как можно больше автомобилей. Это его работа, от успешности выполнения
которой зависит материальное благополучие. Если он не выполняет план, то, в
конце концов, либо будет вынужден уйти сам, либо его уволят. А значит, менеджер
заинтересован убедить вас купить тот автомобиль, к которому вы еще только
присматриваетесь, причем именно здесь и желательно сейчас. Продавец прекрасно
понимает, что если клиент ушел (совершенно нормальная ситуация), то он, может,
позже и вернется. Но вполне вероятно, что более расторопный и удачливый
коллега-конкурент в другом автосалоне обработает данного покупателя. Опытный
менеджер по продажам – неплохой психолог – даже из короткого диалога поймет,
насколько клиент уже созрел для покупки. И если он почти готов (тем более привез
с собой деньги, которые жгут карман), то такого упускать нельзя ни в коем случае.
Квалифицированный продавец, конечно, не будет бессовестно нахваливать
интересующий вас автомобиль, но обязательно расскажет о его достоинствах,
стараясь умолчать о возможных недостатках. Он также не позволит себе негативно
отозваться о конкурирующей марке – это примитивно и подействует только на совсем
неосведомленного клиента. Но при этом ненавязчиво расскажет на конкретных
примерах о ее вполне реальных (у кого их нет), а порой и мнимых недостатках,
чтобы у клиента исчезли ненужные соблазны. В большинстве случаев действует.
Задача менеджера – не навязывать свое мнение, а, наоборот, подыгрывать клиенту,
но при этом тонко проводить свою линию. Все получается как бы объективно, как бы
правдиво и беспристрастно, но вот именно как бы. На самом деле вас исподволь
подводят к покупке именно той модели, на которую вы положили глаз, но пока еще
сомневаетесь. Причем, если вы заглотили крючок, то не исключено, что вам
предложат автомобиль в более дорогой комплектации. Мол, есть точно такой же, но
с перламутровыми пуговицами, который вам больше к лицу. Ведь вы – наш лучший
клиент, мы стараемся, прежде всего, удовлетворить ваши запросы, а не стремимся
на вас заработать. Одно вовсе не исключает другое вы получите больше автомобиля,
а дилер заработает больше денег.
Кстати, среди менеджеров автосалонов не случайно довольно много молодых и
привлекательных женщин, которые весьма успешно справляются со своей работой.
Ведь клиенты – в основном солидные мужчины, которым как-то неловко сомневаться и
мелочиться перед хорошенькой девушкой.
Гни свою линию
Итак, войти в доверие – половина успеха. Продавцам проще работать с
неподготовленными покупателями, плохо разбирающимися в автомобилях. Им можно
навешать откровенную лапшу. Подобные эксперименты, прикидываясь дилетантами,
иногда проводят автомобильные журналисты популярных изданий, а потом публикуют
нелицеприятные репортажи.
Продавцы не любят чересчур продвинутых клиентов, разбирающихся в технических
тонкостях, да еще и умеющих торговаться. С ними труднее работать. Может
оказаться, что покупатель ориентируется в рыночной конъюнктуре даже лучше
менеджера, а такого точно не переиграешь, если только он сам этого не захочет.
Такой наверняка будет настаивать на скидке, уверяя, что в других шоу-румах ему
предлагали лучшие условия. И, кстати, правильно сделает, ведь человек считает
свои деньги, чего же стесняться. И, вероятнее всего, если он готов купить машину
прямо здесь и сейчас, то получит небольшую скидку (разумеется, при условии, что
на данную модель нет ажиотажного спроса ввиду дефицита). Но чтобы добиться
желаемого, покупателю не следует в диалоге проявлять слишком высокой
заинтересованности. Некоторая отстраненность для пользы дела не повредит.
Обратите внимание, что сам продавец внешне не проявляет видимой увлеченности в
разговоре, он как будто просто деликатно сообщает информацию, давая вам время на
размышления. Десяти минут хватит
Вопиющие случаи, когда продавцы ведут себя с клиентами надменно, свысока, с
чувством собственного превосходства, сегодня стали уже полным нонсенсом жесткая
конкуренция вынуждает дилеров тщательнее обучать персонал. В нормальной компании
менеджера при выявлении подобных фактов без компромиссов уволят. Правда, если
при таком стиле работы он умудряется много продавать, то с ним вряд ли
расстанутся, а будут воспитывать. Это подтверждает тезис на самом деле у дилера
все подчинено, прежде всего, успешным продажам, а потом уже заботе о клиенте.
Другое дело, что в дальнейшем компания наверняка потеряет этого покупателя как
клиента автосервиса. Известны случаи, когда клиенты, недовольные отношением
персонала в процессе покупки, безвозвратно уходили на ТО к конкурирующим
компаниям. Но это уже другая история.
Не оправдывая случаев откровенного хамства, справедливости ради заметим, что
раздражение продавцов на чересчур дотошных посетителей понять можно. Ведь в
шоу-румы иногда заходят люди случайные, которые реальными покупателями не
являются. Но вот определить это – профессионализм продавца, и здесь бывают
проколы.
Итак, как бы не очаровал вас своим обаянием продавец, не торопитесь приобретать
автомобиль в первом же автоцентре. Не поленитесь посетить автосалоны других
дилеров. Надо сравнить цены, условия (в том числе по кредитным программам),
ассортимент, уровень обслуживания, составить впечатление о каждой компании.
Наконец, просто поиграть в свою пользу на конкуренции между дилерами с целью
получения дополнительных скидок. И вполне возможно, что вы вернетесь к тому
самому обаятельному менеджеру, но это будет уже осознанный выбор.
Высший пилотаж в работе продавца – это когда довольный клиент спустя несколько
лет меняет автомобиль на новый в том же автосалоне, то есть становится
постоянным. Это важно для дилеров, ведь в условиях возрастающей конкуренции они
скоро в основном будут зарабатывать на техническом обслуживании, а не на
продажах.