Тосол и Антифриз
Чем отличается Тосол и АнтифризТрудно молчать... Уж столько раз и столько мнений в очередной раз слышу. И
столько разных... Сначала с терминологией.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ (ОЖ) - вроде и так понятно, т.е. это теплоноситель для
отвода тепла. В многих (пожалуй, в большинстве, в т.ч. в автомобильных)
приложениях должна быть незамерзающей, т.е. это НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ
ЖИДКОСТЬ.
"АНТИФРИЗ - от греческого "АНТИ", т.е. "ПРОТИВ" и английского "FREEZE" - "ЗАМЕРЗАТЬ"
- водные растворы некоторых веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических
солей и др.), не замерзающие при низких температурах. Применяются в системах
охлаждения автомоб., авиац. и тракторных двигателей при температурах окружающего
воздуха от -75 до 0 град С" - ПРИВОЖУ ДОСЛОВНО из СЭС.
Другими словами, "АНТИФРИЗ" - это НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ (охлаждающая) жидкость, только
по-английски. НИКАКОЙ_ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ_РАЗНИЦЫ между этими названиями НЕТ. Это
разные (русское и иностранное) названия одного предмета, как, например, "проигрыватель"
и "плейер", "морозильник" и "рефрижератор" и др. Сравнения, может и не самые
удачные. К тому же постепенно у этих разных названий одного предмета постепенно
появляются разные оттенки в применениях.
Охлаждающие Жидкости (ОЖ), АНТИФРИЗЫ могут производиться разными фирмами под
различными собственными (т.е. названием фирмы-производителя) или коммерческими
названиями.
ТОСОЛ. Появился в Советском Союзе вместе с ВАЗом. Для нового а/м (с новыми
материалами в системе охлаждения) потребовался антифриз с лучшими (чем
выпускались антифризы на тот момент), свойствами. Такой антифриз был создан В
Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии сотрудниками отдела
"ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология органического синтеза), откуда и
произошло название "Т_О_С_ол". Более полная история приведена ниже. В СССР ТОСОЛ
стал что-то вроде торговой марки или коммерческого названия. Хотя правильнее
было бы сказать, что это был некий стандарт АНТИФРИЗА, поскольку это была ОЖ с
заданными составом и свойством, но выпускаемая разными предприятиями. Сегодня
ТОСОЛ стал просто нарицательным названием ОЖ (также, как "ксерокс"), выпускаемым
в России (или СНГ) с уровнем качества от весьма высого до откровенно бодяжного.
ПРАКТИКА. Не смотря на то, что ОЖ, АНТИФРИЗ и ТОСОЛ означают по сути одно и то
же, сегодня (по УПОРНО сложившейся ОБЫВАТЕЛЬСКОЙ терминологии) стали
подразумевается следующие понятия: АНТИФРИЗ - импортная ОЖ, как правило высокого
качества (хотя, думаю, в нашей стране на прилавках может быть что угодно), чаще
концентрированная (но может быть и готовой к употреблению). ТОСОЛ -
отечественная ОЖ самого разного качества (от высококачественной ОЖ до
подкрашенной воды), как правило готовой к употреблению (т.е. не требующей
разбавления). АНТИФРИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ - теперь уже устаревшее (но еще живущее)
обывательское понятие ОЖ, выпускавшийся для грузовых а/м (хотя сегодня в
грузовики льют все ту же жидкость с самым разным составом, продающуюся под
единым нарицательным названием "ТОСОЛ"..)
В большинстве случаев основой для ОЖ является этиленгликоль (если не ошибаюсь,
МОНОэтиленгликоля, с Ткип=197 гр.С, т.к. есть и ДИэтиленгликоль, с Ткип=245 гр.С,
тоже использующийся (или использовавшийся) для антифризов). Существуют (или
существовали) антифризы на других основах - глицерине, пропиленгликоле,
моноэтиленгликоле и др.
ЦВЕТ ОЖ. Неоднократно читал пояснения производителей (и лично слышал это от
главного технолога ОЖ "За рулем"), что цвет ОЖ (В_ОБЩЕМ_СЛУЧАЕ)
НИЧЕГО_НЕ_ОЗНАЧАЕТ (!) - ни основы, ни концентрации, ни температуры замерзания,
ни присадок, ни прочего. Это ПРОСТО_ОКРАСКА, чтобы, например, не спутали ОЖ со
спиртом (и не выпили ОЖ !). Производители могут окрашивать ОЖ в самые разные
цвета. Внутри одного производителя могут быть РАЗНЫЕ_ЦВЕТА_ДЛЯ_РАЗНЫХ_ОЖ -
например, на разных основах, с разными добавками, с разными температурами (если
не ошибаюсь, изначально "ТОСОЛ-А40" и "ТОСОЛ-А65" тоже имели разную окраску,
хотя кроме концентрации ничем, вроде бы, не отличались). Это позволит, например,
(если владелец пользуется ОЖ одного производителя) при необходимости долива
использовать именно ту ОЖ, которая была залита раньше.
ОТДЕЛЬНО О КРАСНЫХ ОЖ. Неоднократно слышал, что ВСЕ_КРАСНЫЕ ОЖ принципиально
созданы на другой (пропиленгликолевой) основе, хотя абсолютной уверенности у
меня в этом нет (ТОЧНЫЕ данные об этом я не выискал...)
НЕКОТОРЫЕ производители добавляют в ОЖ ФЛУОРЕСЦИРУЮЩИЕ красители, которые
позволяют найти утечку ОЖ с помощью УФ-источника. НАПРИМЕР, такой краситель
используется в ОЖ "За рулем" - в свое время я сам покупал его для поиска утечики
ОЖ в "Жигуле" моего приятеля, в результате чего утечка была быстро найдена.
Т.Е. внутри одного производителя разные цвета могут иметь определенный цвет, но
в общем случае - нет. Припоминаю "авторитетные" утверждения одной дамы в форуме,
что "...ЗЕЛЕНЫЕ АНТИФРИЗЫ - на основе этиленгликоля, КРАСНЫЕ - на основе
глицерина, а еще КАКОГО-То цвета - на основе спирта..." Бред, как минимум, уже
само разделение на "спирт" и "этиленгликоль", поскольку и этиленгликоль, и
глицерин(ы) - это тоже спирты, и само слово спирт - обобщенное понятие
органических веществ, содержащих гидрооксильну группу (-OH) у насыщенного атома
углерода, причем гликоли - это двухатомные спирты, а глицерины - трехатомные.
Называть АНТИФРИЗОМ именно ИМПОРТНУЮ ОЖ, причем считать, что это обязательно
КОНЦЕНТРАТ - некорректно. Говорить, что отечественные антифризы (в т.ч. и те,
что были до появления "ТОСОЛа") без антикоррозионных добавок - некорректно (это
больше зависит от того, кто и как его делал). Говорить, что ТОСОЛ - это совсем
не то, что АНТИФРИЗ, и его ни в коем случае нельзя заливать в иномарки (в т.ч.
Тойоты) - некорректно, хотя в большинстве случаев, к сожалению, правда...
Можно ли заливать "ТОСОЛ" в Тойоту? Не сомневаюсь, что высококачественный "ТОСОЛ"
можно. Не сомневаюсь, что качественный "ТОСОЛ" выпускается. Не сомневаюсь, что
самый качественный "ТОСОЛ" гораздо качественнее низкокачественной импортной ОЖ (антифриза).
Только как найти этот КАЧЕСТВЕННЫЙ "ТОСОЛ" среди моря бодяги??? Даже будучи
купленным у известного отечественного производителя, описавшего все преимущества
своего "ТОСОЛА", у меня нет уверенности, что это качественный товар - в нашей
стране девизом большинства производителей стал принцип "На..ать, срубить денег и
свалить..." А потому для своего весьма дорогостоящего двигателя я предпочту
высококачественный концентрат мирового производителя, купленный у официального
поставщика...
Что касается смешивания ОЖ. Считаю, что вопрос аналогичен вопросу о смешивании
моторных масел. В общем случае никто не может сказать, что произойдет при
смешивании ОЖ разных производителей. Есть результаты смешивания отдельных ОЖ,
результат - некоторые смеси дают осадок. Если учесть, что в экспериментах
участвовало лишь мизерная часть выпускаемых ОЖ, то можно сказать, что без особой
необходимости лучше ничего не смешивать. Вероятность печальных последствий хоть
и небольшая, но очень уж неприятная.
"ОТКУДА ПРИШЕЛ ТОСОЛ"
Заместитель генерального директора
ООО "ГЕЛИС-ИНТ"
И. Г. Садовникова
Одной из особенностей русской речи последних десятилетий стало присваивание
новым видам товаров имен наиболее популярных компаний, производящих или
придумавших эти товары. Одним из самйх ярких примеров можно считать название
компании "XEROX", ставшее практически синонимом "копировальной машины". Та же
участь постигла и низкозамерзающие охлаждающие жидкости, которые в нашем языке
по праву носят имя наиболее популярной марки в России - "ТОСОЛ".
Все началось с АвтоВАЗа.
ВАЗ - Волжский автомобильный завод находится в бывшем г. Ставрополе Куйбышевской
области. Этот город в 1964 году был переименован в г. Тольятти в честь Пальмиро
Тольятти - одного из основателей итальянской коммунистической партии.
Строили ВАЗ вместе и под руководством итальянцев, потому что наши родные "Жигули"
- это аналог итальянского "Фиата". А раз автомобиль - аналог, то и вся
используемая автохимия должна быть аналогична. В частности, и охлаждающая
жидкость - антифриз для системы охлаждения двигателя.
В то время, а может быть и до сих пор, в системе охлаждения "Фиата"
использовался антифриз под названием "Парафлю"- красивая желто-зеленая
высококачественная охлаждающая жидкость на водо-гликолевой основе.
Наша отечественная промышленность тогда еще выпускала один-единственный антифриз
на той же основе, как называют его наши специалисты, "антифриз по ГОСТ 159".
Проведенные в Италии испытания "антифриза по ГОСТ 159" показали, что он не
соответствует качеству итальянского "Парафлю": интенсивная коррозия металлов,
обильное вспенивание, низкий запас щелочности.
Был нужен новый качественный антифриз для наших новых "Жигулей".
В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа
по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Целых три года химики творили,
изобретали, анализировали, проверяли, огорчались неудачам и радовались успехам.
Наконец, сотрудниками отдела "ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология
органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей
жидкости. После длительных проверок и перепроверок дома были проведены
расширенные испытания в Турине. И "Ура!" наш антифриз не уступает итальянскому "Парафлю"
и рекомендован для использования в "Жигулях"!
Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово "тосол" придумал один из
авторов этого антифриза - В.Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название
отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре
веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это
двухосновный спирт). Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" -
этиленгликоль.
Были созданы три марки антифриза:
"Тосол-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный".
"Тосол-А40" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус
40°С.
"Тосол-А65" - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус
65°С.
Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована
технология получения автомобильных "Тосолов" и появилась новая марка "Тосол-АМ".
Буква "М" означает "модернизированный".
Необходимо добавить, что с того времени многие технологические жидкости,
разработанные в отделе "ТОС" для различных отраслей нашей промышленности, стали
называться "Тосол". Например, была создана замечательная закалочная жидкость,
которая до сих пор используется на КамАЗе - "Тосол-К", или негорючая
гидравлическая жидкость "Тосол-НГЖ", или смазочно-охлаждающая жидкость "Тосол-ОИЗ"
- эти жидкости тоже еще "живут" на ВАЗе, и др.
Так что, по большому счету, "тосол" - это нечто большее, чем просто
автомобильный антифриз.
Под занавес хочется крикнуть как в театре: "Авторов на сцену!". Вот они, наши
первые "тосольщики", получившие Авторское свидетельство на изобретение антифриза:
О.Н. Дымент, В.Н. Кирьян, А.В. Борисов, В.А. Гончаров, Ю.В. Тихонов, Н.П.
Маслова, Е.Б. Чижов.
Справедливости ради нужно добавить еще две фамилии, не вошедшие в список авторов,
так как подключились к разработке антифриза уже на заключительном этапе, но
способствующие доведению этой работы, так сказать, "до ума": М.П. Шаталов и И.Г.
Садовникова.
Для одних из них первый "тосол" так и остался первым и единственным, для других
- это целый перечень разработанных жидкостей типа "тосол", который не закончился
и по сей день.